Прогресс — закон природы.

Ф. Вольтер

 

Часто слова «автоматизация», «цифровизация» и «цифровая трансформация» путают и используют как синонимы. А это не верно.

Важно понять, что «автоматизация», «цифровизация» и «цифровая трансформация» это три взаимосвязанные, последовательные стадии развития. И если ранее выделяли только три этапа развития общества. Сегодня можно смело добавить еще один – цифровое общество.

Рис 1

Вместе с обществом развивался и бизнес. Однако прежде чем перейти к цифровому бизнесу, необходимо пройти три промежуточных этапа: оцифровка, автоматизация и цифровизация.

 

Рис 2

И как тут не вспомнить К. А. Нордстрема и Й. Риддерстрале, которые писали, что Карл Маркс был прав — нельзя перескочить общественно-экономический строй [1]. А значит нельзя перескочить этапы развития бизнеса.

Первый промежуточный этап это оцифровка. То есть перенос информации с бумаги и аналоговых носителей на цифровые. К сожалению, даже этот этап многие отечественные компании не завершают. Цифровые технологии используют лишь как дубликат уже собранных и обработанных данных. Да, компания не трансформируется одномоментно, и некоторое время цифровые технологии будут существовать параллельно со старыми. Главное не останавливаться на достигнутом.

Второй этап – автоматизация. То есть замена действий людей, направленных на сбор и обработку данных, работой системы. Цель автоматизации это уменьшение человеческих усилий без потери качества итогового результата. Автоматизация позволяет снизить затраты на ежедневный ручной труд. Сэкономить на зарплате персонала за счет разовых инвестиций во внедрение системы. Мы сокращаем количество людей, необходимое для поддержания процесса, никак не меняя его самого. В этом и заключается польза автоматизации для предприятия. Для работника это возможность реализовать свой потенциал, развить свои компетенции, не отвлекаясь на рутину. Автоматизация не требует менять логику и модель управления компанией, специального обучения персонала.

Интернет пестрит огромным количеством историй успешной автоматизации процессов. От процессов получения заказов и оперативного ответа за вопросы покупателей, до полной автоматизации процесса закупка-производство-склад-покупатель. С наиболее интересными на наш взгляд кейсами можно ознакомиться тут.

Третий этап – цифровизация. На этой стадии начинается изменение модели управления. Цифровизация позволяет снизить стоимость товара/услуги не только за счет сокращения затрат на ручной труд. Она позволяет оперативно получать доступ к информации, быстро и качественно ее обрабатывать и заблаговременно принимать важные управленческие решения. Этому способствует развитие так называемых облачных технологий. Если раньше мы анализировали данные либо в конце отчетного периода либо по истечении длительного времени, затраченного на их ручной сбор, то теперь можем делать это неотрывно от процесса обработки данных, и это позволяет нам поменять модель управления.

Многие считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты и чат-боты в дополнение к ним, купить CRM для отдела продаж. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация. И уже тем более не автоматизация одного процесса в компании. Она подразумевает изменение всей бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления. И вот уже это позволяет создать абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли. Но цифровая трансформация не возможна без автоматизации всех бизнес-процессов.

Да, цифровая трансформация это длительный и затратный процесс. Поэтапная трансформация поможет избежать крупных финансовых вложений.

Так что такое цифровая трансформация? Можно сказать, что это завершающий на сегодня этап развития общества в целом и бизнеса в частности. Это изменение процесса для получения альтернативного результата. Привнесение в бизнес принципиально новых моделей.

Яркий и наиболее близкий всем нам пример цифровой трансформации это Яндекс. Им удалось изменить не только себя, но и трансформировать весь рынок такси. Еще один исторический пример – издательство Yell. В сентябре 2017 года Yell объявил, что с января 2019 года бизнес по производству справочника Yellow Pages будет полностью оцифрован и это завершит 51-летний период существования издания. Последние экземпляры для Великобритании были разосланы 18 января 2019 г.[2].

Подведем итог. Цифровая трансформация это не цель. Цифровая трансформация бизнеса это процесс, путь эволюции, ведущий выходу бизнеса на новый качественный уровень.

Продолжение читайте в статье «Зачем директору цифровая трансформация кадрового учёта?»

 

[1] Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге; Санкт-Петербург; 2005, стр. 23, ISBN 5-315-00034-6

[2] https://www.thecourier.co.uk/fp/news/fife/808752/sign-of-the-times-as-final-yellow-pages-are-rolled-out/