Уже на протяжении 5 лет основатели сервиса кадрового учета IntellStaff проводят исследования рынка. Наблюдают динамикой спроса на услуги автоматизации, изменениями рынка труда, новациями на уровне правового регулирования в сфере труда и реакцией бизнес среды на них. Делимся с вами результатами своих наблюдений.
Как мы проводили исследования
В исследовании приняли участие более 2500 представителей компаний, зарегистрированных или проявивших интерес к сервису кадрового учета IntellStaff. Среди них 73% - это руководители и специалисты финансовых служб, 19% - ТОП- руководители и специалисты HR-служб, 8% - директора и другие сотрудники компаний, связанные с кадровыми вопросами. Более 60% участников опроса работают в организациях численностью до 50 человек, 20% - микроорганизации, 18% проявили интерес к сервису для целей оказания услуг кадрового делопроизводства своим клиентам и 2% это представители крупных компаний (300+работников).
Только 2,3% организаций полностью автоматизировали свои бизнес процессы, связанные с ведением кадровой документации. 13% пока не планируют заниматься автоматизацией. Стоит отметить, что более половины опрошенных, чьи организации еще не внедрили решения по автоматизации документооборота, активно стремятся к тому, чтобы это произошло.
Что получили
Среди преимуществ автоматизации опрошенные традиционно и дружно отмечают:
- - Сокращение временных затрат на кадры;
- - Снижение уровня непроизводственных затрат;
- - Безопасность при спорах и проверках.
А вот среди блоков (препятствий) автоматизации можно выделить следующие топовые причины. У руководителей – не интересует автоматизация и то, как работники справляются со своими задачами. У работников – привыкли делать руками, ни чего не хотят менять. Звучать эти причины могут по-разному. Мы собрали самые популярные:
руководитель |
работник |
пусть работают в экселе (ни на какие программы денег не дам) | ни чего не интересно (работаю временно, скоро пенсия) |
бухгалтер из бух.компании не хочет | просто не хотим |
не хотят пробовать | ни чего не хочет учить |
пусть работают, в чем хотят | я так привык |
все устраивает | все устраивает |
некогда заниматься внедрением | некогда заниматься внедрением |
Некоторые причины не просто созвучны. Они звучат абсолютно одинаково.
Интересно!
Все эти причины звучат на фоне роста повышения спроса на со стороны руководителей на тренинги по мотивации персонала. За последний год только тренинги и семинары по мотивации, в которых основатель сервиса IntellStaff Екатерина Грубинова, выступала как спикер посетило более 100 слушателей. Тренинги и семинары психолога, HR-менеджера Светланы Высоцкой – 800 человек. 14 ноября 2023 прошла HR-конференция: ЛЮДИ И ЗАДАЧИ, посвященная острым и актуальным проблемам поиска и найма, мотивации и удержания сотрудников.
То, что в конференции приняло участие не одна сотня человек подтверждает, также что практически в любой сфере обостряются проблемы с людьми, а именно:
- Недостаток линейных сотрудников и рабочих кадров
- Снижение эффективности традиционных подходов к мотивации
- Запрос в росте профессионального уровня управленцев среднего звена
- Поколенческие разрывы
- Кадровый голод
- Недостаточно высокий уровень компетенций соискателей
- Текучка и переманивание кадров
Анализом трендов автоматизации HR-процессов ранее поделился rabota.by https://rabota.by/article/32022. Их исследования также подтверждают, что большинство участников заинтересованы в автоматизации. По их мнению, формирование базы резюме, ее ранжирование и аналитика необходимо упростить. При этом респонденты rabota.by среди преимуществ автоматизации отметили:
- Сокращение временных затрат на подбор - 62%
- Появление времени на выполнение других задач - 41%
Сходные показатели и цифры можно найти в любом исследовании, проводимом на тему автоматизации. При этом сфера приложения автоматизации не имеет значение: кадровые документы, HR-процессы, продажи и т.д.
Наши выводы
При подведении итогов важно помнить, что на итоги исследований оказал влияние 2020 год. Covid-2019 многое изменил не только в жизни обывателей, но в экономиках всех стран. Не мог он не оказать влияния и на бизнес среду Беларуси.
По результатам исследования мы отметили активный рост интереса к теме автоматизации и рост рынка услуг в этой среде в 2019 году. В 2020 все замерли. А в 2021 начался отток. При опросе респондентов сложилось впечатление, что резкое снижение интереса к автоматизации вызвано общей апатией на фоне неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. Казалось, что многие стали руководствоваться принципом: «сгорел сарай, гори и хата». Схожая картина наблюдалась в 2022 году. И только с конца 2022 и в 2023 мы стали фиксировать повышение интереса бизнеса к автоматизации.
Непоследовательность. Вот главная причина «пробуксовки» бизнеса.
При этом с конца 2022 года на поверхность снова вышли старые принципы работы – сначала набрать персонал, а там видно будет. Это особенно заметно, когда встречаешь одни и те же лица сначала на тренинге по мотивации, а после на переговорах по внедрению инструментов автоматизации. В первом случае ты получаешь обратную реакцию – о как круто. Сняв с работника рутину, он принесет компании больше денег. А когда доходит до сделки – пусть работает, как работает.
Но нельзя получить новый результат, делая одно и тоже. И нельзя сохранить Status quo делая одно и тоже в изменившихся условиях.
Год назад на конференции для HR-специалистов от rabota.by собственники и управленцы бизнеса рассуждали о том, что важнее в кризис — деньги или люди. Тогда в самом разгаре было активное введение санкций, поэтому бизнес находился в растерянности и пытался найти «эффективные» способы, как работать дальше. К сожалению, многие посчитали, что лучше сэкономить и скинуть балласт в виде «лишних» работников. После адаптации ожидаемо начался кадровый голод. (с) https://probusiness.io/hr/10108-rabotat-nekomu-mnenie-otom-chto-proiskhodit-narynke-truda.html
Однако нельзя банально набирать-увольнять людей без перестройки бизнес процессов. Такие финансовые качели (затраты на подбор, затраты при увольнении) и в более стабильные времена были серьезным испытанием для бизнеса.
Спросите любого юриста, и он расскажет вам сотню историй, когда кадровый вопрос обходился бизнесу не в одну тысячу долларов.
Кадровая политика как и стратегия должны быть последовательны!
Единственный вывод, который напрашивается по итогам проведенного исследования, кадровая политика как и стратегия должны быть последовательны!
Если принять как факт, что:
- Беларусь вступает в период демографической ямы
- Отток высококвалифицированных специалистов понуждает тратить деньги на поиск, обучение и адаптацию персонала
- Смена ключевых партнеров, логистических цепочек требует дополнительных финансовых ресурсов
Становится очевидным, что автоматизация это единственный разумный пусть развития бизнеса.
Сегодня на рынке к вашим услугам автоматизация:
- хостинга, веб-сайтов и регистрации доменных имен
- клиентскими отношениями
- управленческого учета
- кадрового учета
- бухгалтерии
- звонков
- рассылок
- и др.
Вам осталось только выбрать своего партнера (интегратора) и работать с удовольствием.